Для жителей мегаполисов и крупных городов увидеть лошадь на улице практически нереально. В наш век, когда про них часто слышишь исключительно в рекламе о машинах: у данного авто — 120 лошадиных сил, а у другого все 150. Прогуливаясь по городу можно изредка увидеть красивую карету, запряжённую тройкой лошадей с нарядной сбруей, если мужчина завоёвывает женщину с помощью необычного свидания. Иногда достаточно окунуться в мир русской классической литературы, чтобы вспомнить, какое огромное значение уделялось конной упряжке, их сбруе — неотъемлемому атрибуту любой поездки.
Содержание материала
Сбруя лошади — главный атрибут упряжки лошадей
В современности все это уходит на второй план, история постепенно стирается из памяти людей. На смену каретам с пристяжным конём давно пришли автомобили, мотоциклы, велосипеды. Никому в голову не придёт отправиться в путешествие на лошадях — многие предпочтут поезд или самолёт. Как говорится, технологии не стоят на месте, мир меняется. Но несмотря на это, история остаётся, поэтому сегодня хотелось бы вернуться к истокам и немного вспомнить о лошадях и их красивом обмундировании — сбруе.
Что такое сбруя для лошади?
Сбруя — это конская амуниция (упряжь), состоящая из элементов запряжки и управления для грузовых и беговых лошадей (ипподром) и предметов седлания для лошадей скаковых.
Для того чтобы понять такое хитрое определение нужно разобрать все по полочкам. Из чего состоит сбруя:
- Хомут — это главный элемент, призванный для равномерного распределения нагрузки на животное. Крепиться он на шее (холке) лошади.
- Шлея — это часть упряжи, представляющая собой ряд ремней вдоль тела животного, которая фиксирует хомут. Шлея очень важна для упряжки.
- Узда — элемент управления пристяжной. Надевается на голову и может иметь от одного до двух удил или же вовсе без них.
- Вожжи — ремни для управления лошадью, которые крепятся к удилам, расположенным на узде.
- Дуга — состояла из гнутого дерева и скрепляла оглоблю с хомутом. Дугу можно увидеть в русских сказках, это главный атрибут истинно русской упряжки.
- Седёлка — элемент к которому крепятся оглобли повозки.
- Подпруга — это часть сбруи в виде ремня, отходящего от седёлки или седла, который затягивается под брюхом животного. Подпруга для лошади должна быть широкой и крепкой.
- Чересседельник — ремень от оглобли, проходящий через седёлку.
- Подпруга для коня — это крепкий ремень широкой формы, который должен держать седло в статичном состоянии.
- Постромка — это часть упряжки, представляющая собой ремешок, который крепится к хомуту. Используется при дышловой запряжке лошадей.
Экскурс в прошлое
Известно, что первая примитивная сбруя была придумана за много тысяч лет до нашей эры и была создана только как элемент крепления к паре колёс. Она разительно отличалась от того, что можно рассмотреть в книгах о древних персах и греках, которые огромное внимание уделяли красоте упряжи, постромке и вожжам. Это была эпоха войн, богатства и новизны и именно лошади являлись главными «боевыми» подругами завоевателей, без которых представить то далёкое время просто невозможно. Упряжи тогда украшались, делая пристяжных показателем роскоши, успеха и достатка. Чем богаче был хозяин упряжки, тем изысканнее и ценнее выглядела сбруя.
В Средние века красота конской сбруи претерпевает ряд разительных изменений. Упряжки рассматриваются, как средства передвижения, механически крепкие и не более того. Украшения не используются, за редким исключением, если это высокопоставленный вельможа или представитель знати. Свой окончательный вид, тот который знаком современному человеку, сбруя приобрела в середине шестнадцатого начале семнадцатого веков. С того времени все составные части упряжи так и остались практически без изменений.
Виды и типы сбруй для лошадей
Итак, перейдём к рассмотрению. Виды:
- Выездные.
- Транспортные.
- Сельскохозяйственные.
- Спортивные.
Типы:
- Одно конная. Такая упряжь для лошади может быть как дуговой, так и бездуговой, которые, в свою очередь, состоят из самой дуги для лошади, гужи, хомута, подпруги, супони, седёлки, вожжей, постромки и других принятых частей конской сбруи.
- Постромочная. Облегчённая версия конской сбруи, не всегда удобная в использовании, из-за чего требует дополнительного оснащения тормозами.
- Постромочно-дышловая. Это наиболее безопасная упряжка для человека, но у животного она вызывает определённые неудобства за счёт давления хомута. Здесь нужно быть внимательным с подпругой и не применять такой вид запряжки в сельскохозяйственных целях.
- Комбинированные — это упряжь, применяемая для повозок из шестёрки либо восьмёрки лошадей.
- Цуг — немецкое изобретение, при котором запрягают шесть рысаков, идущих гуськом и непременно парами.
Подведём итог
То, что касается конской сбруи да и лошадей в целом, уходит на второй план в нашей жизни, но забывать про нашу историю не стоит. Ведь как приятно будет рассказать нашим любознательным детям, задающим кучу вопросов о том, что это надето на лошадку, для чего и кто это придумал.
What i do not realize is in truth how you’re not actually a lot more smartly-favored than you might be right now. You are so intelligent. You recognize thus significantly with regards to this subject, made me personally believe it from so many varied angles. Its like men and women are not fascinated unless it?¦s one thing to do with Girl gaga! Your personal stuffs nice. All the time maintain it up!
http://www.tlovertonet.com/